Вторник, 22.10.2019, 06:49
Главная » 2012 » Январь » 1 » Эпохи массового вымирания видов
Эпохи массового вымирания видов

Найдены новые свидетельства о массовом вымирании видов на планете 252 млн лет назад.

иллюстрация: Christine Daniloff

Поскольку первые организмы появились на Земле около 3,8 миллиарда лет назад, жизни на планете был брошен не один вызов. В последние 500 миллионов лет Земля претерпела пять массовых вымираний, в том числе катастрофу 66 млн лет назад, когда были уничтожены динозавры. И хотя большинство ученых согласны с тем, что причиной этого вымирания стал гигантский астероид, до сих пор нет единого мнения о том, что вызвало более колоссальное вымирание более 185 миллионов лет назад.

Последнее Пермское вымирание произошло 252 200 000 лет назад и привело к исчезновению 90 процентов морских и наземных видов, от улиток и мелких ракообразных до ранних форм ящериц и земноводных. “Великое вымирание”, как это теперь известно, было самым тяжелым и трагичным вымиранием в истории планеты, и, вероятно, ближайшим к черте полного исчезновения жизни как таковой.Среди вероятных причин: гигантские вулканические извержения, быстрое истощение кислорода в океанах, и, как вариант, столкновение с астероидом.

Основной причиной массового вымирания в конце Пермского периода считается аномальная вулканическая активность

Хотя истинные причины этого события пока неизвестны, исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) установили, что конец Пермского вымирания протекал чрезвычайно быстро, массовое вымирание как в океане, так и на суше произошло всего за 20 000 лет – мгновение ока в рамках истории планеты. Исследователи также установили, что этот этот период времени совпадает со значительным накоплением диоксида углерода в атмосфере планеты.

При дальнейших расчетах, группа обнаружила, что средняя скорость, с которой углекислый газ поступал в атмосферу в течение конца пермского вымирания была немного ниже скорости сегодняшнего выброса двуокиси углерода из-за сжигания ископаемого топлива. За десятки тысяч лет увеличение углекислого газа в атмосфере в Пермский период, вероятно, связано с резким наступлением глобального потепления и ускоренным вымиранием.

Кроме всего прочего исследователи также обнаружили следы одновременного масштабного распространения лесных пожаров, которые, возможно, ускорили пермское глобальное потепление. Как считают ученые, это привело к “катастрофической” эрозии почвы и сделало окружающую среду чрезвычайно засушливой и неблагоприятной для жизни.

Происходит что-то странное

Группа исследователей также проанализировала углерод-изотопные данные из скал в южной части Китая и обнаружила, что за тот же период произошло интенсивное насыщение океанов и атмосферы углекислым газом.

Дэн Ротман, профессор геофизики в EAPS, рассчитал среднюю скорость, с которой углекислый газ поступал в океаны и атмосферу в этот период. Как оказалось, она была лишь несколько меньше, чем та скорость, которую мы имеем на сегодняшний день из-за сжигания ископаемых углеводородов.

“Скорость поступления CO2 в атмосферу в конце пермского периода, вероятно, идентична этому показателю сегодня” – констатировал Ротман – “Просто этот процесс продолжался около … 10 000 лет”.

Ученый добавил, что общий объем СО2 попавший в это время на Землю был настолько огромным, что они не сразу нашли источник.

“Это даже просто трудно вообразить! “, – сказал Ротман – “Если даже собрать все залежи угля на вершине какого-нибудь вулкана, мы даже не приблизимся к этим цифрам”.

Дэвид Ботьер (David Bottjer), профессор биологических наук и наук о Земле в Университете Южной Калифорнии также подтвердил, что результаты работы группы исследователей являют собой достаточно сильное свидетельство одной из причин массового вымирания.

“Это наиболее точное определение временных дат, которые отображают конец пермского массового вымирания… Потому, что эти данные анализируются в совокупности с информацией геохимического анализа ископаемых, и представляют нам уникальное доказательство … что массовое вымирание, вероятно, было вызвано огромным выбросом углекислого газа в атмосферу и океаны из-за сильной вулканической активности на планете” – сказа Ботьер.

иллюстрация: Christine Daniloff